Смартфон и VR. Обзор доступных виртуальных систем.

VR-технологии или виртуальная реальность даже по нынешним меркам – технология совсем молодая. Все началось три года назад, в 2013-м, когда Палмер Лаки и Джон Кармак из Id Software (тот самый, что рисовал легендарные Doom и Quacke) задумали сделать продвинутое, удобное и доступное для каждого устройство для погружения в виртуальное пространство.

Имя ему – Oculus Rift. Слышали эти два слова наверное все, кто интересуется современными гаджетами. Это был первый прорыв в технологиях формирования картинки для пользователя, и новый взгляд на то, как с такой картинкой можно взаимодействовать.

В 2014-м свой вклад внесла Google, представив смешной и оригинальный Cardboard, собираемый из картона, и превращающий любой смартфон в носимую VR-систему.

У нас есть обзор о том что это такое и как работает- кто пропустил – можно освежить впечатления.

С тех пор у разработчиков потребительских VR-технологий появилось два пути эволюции, поскольку идеология Oculus Rift и Google Cardboard отличается довольно существенно на аппаратном уровне, и это следует пояснить отдельно.

Дело в том, что Oculus предлагает законченную систему, построенную с нуля со своими датчиками, линзами, экранами и процессорами обработки. Это готовый продукт со всеми мозгами, который следует подключать к довольно производительному компьютеру, способному потянуть такое хозяйство.

Сегодня по этому пути идут HTC Vive  и Sony Playstation VR – крутые, мощные, бесконечно прекрасные и настолько же бесконечно дорогие в глазах рядового пользователя, который даже не до конца понимает, что от них ожидать.. Так, за HTC Vive сегодня придется выложить почти 70 тысяч кровно заработанных  «деревянных», тогда как Sony Playstation VR обойдется примерно в два раза дешевле, но к нему нужна сама игровая приставка, камера и контроллеры управления.

Идея же Google была оригинальна и еще более революционна – взять уже имеющийся у пользователя смартфон и смоделировать виртуальную реальность на нем, обманывая глаза пользователя с помощью простейших очков, куда этот самый смартфон должен вставляться.

Самому же гаджету остается лишь поделить экран на две части и вращать виртуальный мир вслед за поворотом головы, а человеческий мозг радостно и непринужденно достраивает все остальное. Так что эффект погружения получается весьма интересным.

Главный плюс такого подхода – принципиально иная цена входного билета, ведь все вычислительные мощности у нас уже есть. Нужен лишь качественный софт и приличная упаковка для гаджета, который размещается буквально на носу пользователя. И еще. В этом обзоре я не ставлю перед собой задачу рассказывать о контенте.

Поверьте, что на сегодняшний день он уже есть в избытке – от довольно эффектных игрушек до виртуальных туров по мировым музеям и обучающих курсов.

Сегодня мы будем говорить именно о таких системах, тем более что поднятое Google знамя подхватили другие компании, представив множество клонов и собственных интерпретаций на эту тему.

Достаточно посмотреть на этот снимок, сделанный мной на одной из электронных барахолок в китайском Шеньджене.

Сегодня я собрал в одном видео сразу несколько подобных систем, постаравшись отобрать наиболее интересные, за что благодарю таких производителей, как HIPER и Homido, приславших свои образцы для знакомства. Также у меня есть Samsung Gear VR, причем самый дорогой из них стоит в 4 раза дешевле Playstation VR, так что, как говорится, почувствуйте разницу.

Причем, эта «компашка» дает вполне исчерпывающую информацию о том, как работают подобные гаджеты, и на что следует обратить внимание при покупке.  

Хотя для полноты ощущений было бы неплохо попробовать еще и новый Xiaomi Mi VR и недавно представленный Google daydream view как систему второго поколения от законодателей жанра.

Однако и там, и там оказалось все не так просто, поскольку сейчас многие производители пошли по пути Samsung и разработке VR-шлемов только для своих смартфонов. В итоге Galaxy Gear VR поддерживает лишь несколько моделей Samsung, Xiaomi Mi VR – 4 модели от самой Xiaomi, ну а Google DayDream работает только с новыми смартфонами Google Pixel. Сделано это на уровне конструкции и креплений – другой аппарат туда просто не закрепить и не активировать без «танцев с бубном».

В этом, кстати, еще одно принципиальное отличие в подходах у разных производителей, поскольку тот же Homido, HIPER и многие другие универсальные гаджеты будут работать практически с любым смартфоном, а многие монобрендовые VR-гарнитуры только с аппаратами того же производителя.

Давайте начнем знакомство с конкретными гаджетами. Первым в нашем списке будет картонный cardboard, выпускаемый компанией Homido. Фактически, это копия выкроек Google двухлетней давности, которые уже вырезали и сложили за вас, да еще и  снабдили парочкой линз в одном комплекте.

И на сегодняшний день это один из самых дешевых способов приобщиться к VR технологиям, хотя и самый топорный.

Та же Homido выпускает гаджет с незатейливым названием «mini». Это складные пластиковые VR-очки с креплением на телефон. Плюс такой конструкции – максимальная компактность и универсальность, позволяющая развернуть персональный VR в любом месте.

Главный минус в том, что нет изолированности картинки, и внешний свет, вместе с различными раздражителями будут постоянно отвлекать пользователя.

А еще со стороны виден экран смартфона и все, что на нем происходит. Ну и, конечно, никаких настроек для линз, и необходимость держать телефон на весу перед глазами, в результате чего погружение выходит весьма условным. Сложно даже сказать – лучше это или хуже самодельной картонной маски, но компактнее однозначно!

Следующий шаг – закрытые многофункциональные держатели с ремешками, которые фиксируют их на голове, и таких моделей от разных производителей сейчас на рынке больше всего.

Начнем с HIPER VRX. Это довольно массивный универсальный шлем из черного пластика, вес которого примерно соответствует весу среднестатистического смартфона. Для фиксации его на голове предназначены 3 ремня с регулировкой длинны и мягкий амбушюр по краю маски.

Очень удобно, что каждая из линз имеет две степени свободы: их можно двигать ближе и дальше к экрану, а также менять расстояние между глазами. Обратите внимание на этот параметр при выборе VR-гарнитуры, поскольку такие регулировки есть далеко не у всех.

Также рекомендую надеть шлем без смартфона и подтянуть ремни так, чтобы все оказалось удобно, маска плотно облегала лицо, и нигде ничего не терло. Почему это так важно? Да просто мы все разные – с разной физиологией и строением черепа. К примеру, я как-то примерял китайскую безымянную VR-гарнитуру и обратил внимание, что мне ужасно жмет на нос.

 Оказывается, углубление для носа было очень миниатюрным, и если маску плотно притянуть к лицу, он упирался практически в стенку. Не могу сказать, что у меня выдающийся шнобель, но, видимо, формой и размерами он превосходит азиатский, на который тот шлем и был рассчитан. Так что – нюансов много.

После эргономики посадки на голове следует посмотреть, каким способом крепится смартфон. Довольно часто на VR-системах можно стремить крепление а-ля держатель для телефона с боковыми лапками. В итоге, если выровнять смартфон внутри шлема, эти лапки зачастую нажимают клавиши громкости и включения, и с этим ничего не поделать.

В более продвинутых системах производители ищут альтернативные методы фиксации, в модели VRX HIPER предложил удобную гелевую подушечку, которая фиксирует смартфон и не дает ему перекашиваться или съезжать в сторону. Достаточно лишь выровнять экран перед двумя тоннелями для глаз и закрыть крышку. Причем здесь поддерживаются любые смартфоны с диагональю экрана от 4.3 до 6 дюймов. Просто запускаем соответствующее приложение, лепим телефон на липучку и крепим всю конструкцию на лицо.

Если тут же взять в руки Samsung Gear VR, то можно обратить внимание, что он немного компактнее и легче. При этом расстояние между глазами здесь не регулируется, что в ряде случаев может вызывать дискомфорт пользователя.

Как я уже отмечал, этот шлем работает лишь с несколькими моделями Samsung, поскольку смартфон туда не просто вкладывается, а подключается к microUSB разъему, активирующему сенсорное поле с кнопками.

Третий герой нашего знакомства – Homido V1 – сразу подкупает наличием кейса на молнии, в котором живет сам гаджет. Эта гарнитура одна из самых компактных и легких в классе, а расстояние между экраном смартфона и глазами тут меньше, из-за чего достигается более широкий угол обзора и яркость.

Но зато и виднее становятся отдельные пиксели, формирующие картинку, тогда как на том же самом экране смартфона внутри HIPER это не так заметно, так что какой подход предпочтительнее сказать сложно.

Кстати на счет разрешения. Его недостаточно даже на Gear VR и Galaxy S7 с 2K экраном – отдельные пиксели различимы, где-то больше, где-то меньше, но потенциал для роста есть, однозначно. Думаю, для VR отлично подойдут и 4K и даже 8К экраны. Другое дело, что человеческий мозг рад заблуждаться, и через несколько минут погружения эти самые пиксели уже не замечаешь, растворяясь в новой реальности.

Но вернемся к Homido V1. Его конструкция весьма оригинальна, поскольку два красных колесика по бокам двигают не только фокусное расстояние до экрана отдельно для каждого глаза, но и наклон для оптимальной подстройки, а колесико сверху – расстояние между глазами.

Сам же смартфон вкладывается сверху или сбоку и прижимается специальной лапой, причем его можно выровнять уже после установки внутри гарнитуры. А еще у Homido очень много места для носа, и в такой яме будет комфортно даже владельцам ярко выраженного греческого профиля.

А еще Homido и HIPER делают поролоновую накладку по контуру маски съемной, ее можно отстегнуть и, например, постирать, а у Samsung она приделана намертво…

Теперь на счет управления. Тут каждый производитель сам придумывает, как ему выкручиваться.

По оригинальной задумке Google оно не нужно вовсе – достаточно лишь остановить взгляд на каком-либо пункте меню на 2-3 секунды, как он выполняется, а для направления стрельбы нужно лишь крутить головой в сторону цели.

HIPER WRX на левом борту имеет специальный магнитик, который работает на некоторых моделях смартфонов и выполняет функцию подтверждения в меню приложений. 

Homido V1 не имеет органов управления вовсе, а иногда для этих задач используется портативный пульт с кнопками, подключаемый по BT, как на том же Google daydream.

Samsung же для этого использует квадратное сенсорное поле, с помощью которого можно листать списки, подтверждать выбор и нажимать кнопку назад.

За счет кооперации с Oculus в Gear VR, наверное, одно из самых красивых меню запуска – некая виртуальная комната, по стенам которой развешаны приложения для запуска. 

Почти у каждого производителя свой магазин приложений. Однако Cardboard-совместимость позволяет им работать с играми, изначально оптимизированными для Google, которых просто полно в PlayMarket – бесплатных и премиальных.

Компания HIPER заключила соглашение с Fibrum, крупным производителем VR-контента, и при покупке гаджета дарит премиум-аккаунт к их контенту на 2 недели, после чего обычные приложения и игры остаются доступными, а за премиальные нужно платить отдельно.

У Homido в приложении Homido Center просто представлен огромный список совместимых программ с предложением установки, а еще есть довольно прикольный вариант демонстрации возможностей не виртуальной, но дополненной реальности.

Если запустить соответствующее приложение и навести камеру смартфона на коробку от VR-гарнитуры, то с одной стороны выскакивает воинственная барышня, которая начинает бегать по окружающим предметам, а с другой – запускается демонстрационный ролик про возможности гаджета. Это происходит благодаря скрытым меткам на коробке, которые вызывают и активируют соответствующие приложения. Выглядит довольно прикольно и отдаленно напоминает Google Project Tango, о которым мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Теперь о совместимости. В Google поступили достаточно мудро, не зацикливаясь лишь на Android, и выпустили приложение Cardboard и для IOS. В результате все, о чем я говорил, сегодня справедливо и для яблочных смартфонов, начиная с iPhone 5 с его 4-х дюймовым экраном. Хотя видеть края картинки вы все-таки будете, но это лучше, чем ничего. Самой же Apple я бы хотел бы пожелать набраться смелости и не игнорировать VR-технологии, как будто их вообще не существует.

Ну что ж, давайте подведем итоги. VR уже с нами и является довольно доступным. Сегодня попробовать виртуальную реальность может практически каждый, и выбор есть – начиная от картонного самодельного шлема с пластиковыми линзами и заканчивая продвинутыми автономными системами.

Если мы говорим о гаджетах, внутрь которых вкладывается смартфон IOS или Android, то здесь нужно обратить внимание на следующие параметры:

 

Какие недостатки присущи всем нынешним VR-системам?

 

Будет ли несмотря на это и дальше развиваться VR или «сдуется», как модные еще недавно 3d-телевизоры? Думаю, что «не сдуется». Любая новая технология должна пройти свой путь к умам и сердцам, ведь сначала производители стимулируют аудиторию к ее освоению, а уже потом распробовавшие все прелести очередной инновации пользователи будут ждать и требовать продолжения. Мне кажется, что сейчас мы как раз в начале второго этапа, когда количество переходит в качество!

Видео версия обзор VR и смартфоны: 

19 thoughts on “Смартфон и VR. Обзор доступных виртуальных систем.”

    1. А мне понравились от Hiper. И как же быть?) А вообще VR интересная штука. Надеюсь плотно войдет в нашу жизнь)

  1. Мне vr не очень нравится. Эффект бинокля, очень узкий угол обзора, который заставляет чаще крутить головой, а это в свою очередь и вызывает отторжение в виде головокружения и тошноты, так как присутствует задержка. Как по мне, так лучше максимальные углы обзора без поворота головы, эффект погружения при этом будет гораздо сильнее, однако разрешение для этого должно быть запредельным. Имхо, vr на время пропадет и появится лет через 10 в удобоваримом виде.

    1. Вы скорее всего купили дешевый китайский шлем. Андрей высказал в обзоре, что есть 2 выбора или малый угол обзора и меньше видны пиксели или как у Homido большой угол обзора. Он погружает. Но реально когда увлечен игрой или видео то смотришь на контент и не замечаешь особенности. Попробовать можно бесплатно в магазинах. Дома загрузил приложения. Пришёл хотя-бы в Мвидео и вставил свой смартфон. Оценил

      1. Это большой роли не играет. Я говорю про радикальное увеличение углов обзора. Пока что очки можно сравнить с 3d монитором в футе от зрителя. А для полного погружения надо еще дюжину мониторов вокруг разместить. Ну и разрешение пока мало даже для одного такого “монитора”, а их надо на порядок больше.

    2. Очень важно настроить смартфон под конкретные VR-очки. Обычно это QR-код на коробке или очках. Он дает приложению Cardboard необходимые параметры, по которым затем корректируется изображение под оптику очков.

  2. Судя по всему, будущее таки наступает- и оно в виртуале) Интересные гаджеты, особенно от Hiper и Homido – они по крайней мере, совместимы с большинством смартов, а “узкая специализация” самсунга ему явно не в плюс.

    1. В целом согласна, но у VRX Hiper картинка получше будет и не разбивается на отдельные пиксели, как у Homido. Да и глевая подушечка фиксации поприятней будет.

  3. Мне тоже больше Hiper приглянулись. Девайс и внешне интереснее выглядит и по удобству/функциональности покруче. Классно, что накладку, которая вокруг маски можно снимать и чистить. А ещё и премиум акк в играх, ябпопользовался)

  4. Лично для меня так главное это удобство, мне с моей рожей трудно подобрать под себя VR потому как почти всегда проблема была с тем что нос немного жмет и расстояние до глаз сильно большое ( блин я как Квазимодо получаюсь:)) Кароч из всех тут представленных девайсов пожалуй самый ништяковый Hiper, остальное все так, на любителя, хотя Homido тоже вроде ничего, но я с ним мало знаком.

    1. Hiper выделяется из всех устройств vr своей универсальностью. Так что можно любой смартфон с ним использовать, да и очкарикам будет в нем более комфортно. Спс за хороший обзор

      1. Спорно тут кого-либо выделить. Каждый выберет своё безусловно, кто-то поведется на разрекламированный HTC, кто-то Hiper заценит, Xiaomi тоже норм. Я как владелец PS4 естественно собираюсь покупать PS VR, но это онли из-за совместимости. В иных бы случаях выбрал бы скорее Hiper-ов из этой толпы, сугубо по первому впечатлению.

  5. HTC, гугл и самсунг сразу пролетают из-за своей жлобской политики – сами же себе ограничивают рынок продаж, подстраивая VR систему под определённые смарты. Тем паче и дороже у них. Сяоми тоже разочаровал- я был лучшего мнения об этом производителе… Так что 2 оставшихся бренда вполне будут развиваться и продаваться. Ура

  6. Как быстро развиваются технологии, даже немного страшновато, если вдуматься- маска виртуальной реальности через телефон! Да еще есть возможность запросто купить ее. Из картона маска рассмешила, а вот Hiper я бы попросила у деда Мороза )))

  7. Спамеры из PR службы hiper уже реально смешат))) С того что их же специалисты на совместной выставка DevGame признали, что Homido реально лучше) Заканчивайте)

Добавить комментарий